Ногликские новости

"Крылья Сахалина-2019": как ежи в тумане

На аэродроме Пушистый состоялся 8 фестиваль авиации и музыки "Крылья Сахалина". Главный островной опен-эйр в этом году остался верен себе — в конце лета подарил своим гостям много музыки, техники, огня и света. Хотя, надо признаться, в ходе взросления приобрел некий неожиданный привкус грусти — как холодное касание осеннего тумана, заплывшего по какому-то недоразумению на яркую и летнюю "пушистую поляну". От его влажного поцелуя фестиваль не спасли ни сколько-то тысяч зрителей, ни заряженные позитивом "Uma2rman".
Судьба фестиваля, признаются его организаторы из одноименной общественной организации, в этом году еще более непонятна и неоптимистична, чем обычно — оставаться площадкой, свободной от политики и правильного мнения, на острове, где и первое, и второе сейчас стоят во главе угла — та еще задачка. Так что не исключено, что восьмые "Крылья" окажутся заодно и последними.
Для тех, кто хоть раз был на "Крыльях" на аэродроме Пушистый, фестиваль этого года однозначно не станет откровением — он сварен по уже проверенному терпкому и летнему рецепту. Музыка, автомобили, военные, развлечения для детей и взрослых, романтика уходящих теплых ночей, дым файер-шоу и свет фейерверка в тучах. Два главных отличия вкуса — появление в ткани фестиваля идеи продолжения и наследования, а также, как ни печально, отсутствие на площадке авиации.
Дети на "Крыльях" официально появились впервые — до сих пор в программе им отводилась лишь роль посетителей развлекательных площадок и жертв жестоких взрослых, пробивающихся за мороженым от волшебника в голубом вертолете. Теперь же юные сахалинцы стремительно и максималистично, как могут дети, стали одним из идейных центров всего фестивального повествования — именно они подняли флаг опен-эйра, открыли музыкальную программу основного дня.
— С 1 класса занимаюсь вокалом, рок для меня — это такое увлечение. Такое волнение сегодня, очень трепетное чувство. Мне кажется, это очень классный фестиваль — я тут второй раз, и мне дико нравится, — рассказывает 15-летняя рокер Олеся Михеева.
Детям же был посвящен целый хедлайнер — группа "Поющие динозавры" из Екатеринбурга. Ребята в костюмах доисторических вымерших тварей исполнили два больших музыкальных блока и устроили небольшую фотоссессию.
С авиацией история не такая светлая — отрасль, рассказал директор ЦТВС Дмитрий Третьяков, в кризисе, пилотов все меньше, а каждый полет все больше напоминает маленький подвиг большого энтузиаста. В этом году к тому же внесла коррективы погода — Пушистый практически весь день был укутан в покрывало низких облаков, солнце выглянуло ближе к вечеру, чем сразу же воспользовались несколько смелых дельтапланеристов. Но звездной фестивальная ночь не оказалась — влажное безветрие и близкое море принесли на площадку клочья тумана, который ближе к завершению концерта заполонил все вокруг. Именно из-за этого практически никто (кроме нескольких смелых ворон и пары пилотов квадрокоптеров) не смогли увидеть подготовленную компанией "Русский пиротехник" огненную красоту.
В остальном все было так и строго так, как обещали организаторы. В рамках "Крыльев Сахалина" в этом году прошел чемпионат по звуковому давлению и автозвуку. Около полусотни самых разных машин и киловатты акустики, которые могли бы запросто "забить" основную стену. Описывать происходящее словами — занятие неблагодарное, этот экзотичный вид автоспорта надо слушать. Достаточно сказать, что одним из самых популярных развлечений у прекрасных посетительниц чемпионата было забраться в салон и наблюдать, как волосы взлетают под напором басов из сабвуферов.
Выступили и сахалинские дрифтеры — пилоты продемонстрировали технику управляемого заноса на взлетно-посадочной полосе, а потом устроили для всех желающих "дрифт-такси" боком по небольшому закрытому треку. Были, конечно же, и сахалинские мотоциклисты, с которыми фестиваль дружит уже несколько лет. Суровые на вид, но добрые в душе парни и девушки на байках и в шлемах проехали колонной, устроили небольшую выставку, а после катали желающих по полосе.
Традиционна и неизменна была "Аврора", устроившая мастерскую по изготовлению картонных бипланов, а после — конкурс самодельных воздушных змеев. Были военные с показательными выступлениями и многочисленные аниматоры в костюмах самых разных героев, многие из которых теперь смогут послужить в Российской Армии. Средневековые рыцари устраивали бои, современные лучники пускали стрелы в мишени, а пейнтболисты давали желающим в цель и маркер в руки.
Новый штрих в портрете "Крыльев" — два художественных арт-объекта. Картонные треугольники, изрисованные уличными художниками стали символом ренессанса этого вида искусства, которые последние месяцы переживает Сахалин.
Но главное на фестивале — конечно же, музыка. Во второй день события (а был еще и первый) на Пушистом выступили сразу 13 островных коллективов. Это дети в утренней части: "Осколки" (Невельск), Олеся Михеева (Тымовское), "Одержимые мечтой" (Анива) и Полина Пахомова (Южно-Сахалинск). Выступление молодых коллективов стало для многих открытием — то, что дети могут в рок, да еще и способны выступить на большой сцене, до "Крыльев" знали немногие. Вечерний блок состоял из 9 взрослых и разных коллективов — от лютого харда до почти попсовых мотивов. Выступили ExperimenT, "Рассвет", "Стол", "4D", "Пульсар", "Инау", Blackness, "Экарма" и "Перекресток".
Черту под этим праздником мастерски подвела Uma2rman. Коллектив Сергея и Владимира Кристовских стал именно той точкой, которой должен был закончиться последний музыкальный фестиваль лета — в меру лиричной ("Проститься"), потому что осень, в меру романтичной ("Ты ушла"), потому что вечер, и в самый раз дерзко-безбашенной ("Кореец Чонь-Сунь"), потому что жизнь, как ни крути, продолжается. Кстати, хэдлайнеры вольно или нет, но продолжили тему детства на фестивале — собрали на сцене целую группу подтанцовки. Предполагалось, что в ней выступят взрослые гостьи фестиваля. Но дети оказались быстрее. И легче.
В финале было файер-шоу — с каждым годом постановка компании "Русский пиротехник" становится все сложнее и продолжительней. В этом году эти мастера попытались показать историю борьбы добра со злом и закономерную победу первого. Почему попытались? Безветрие и туман внесли свои коррективы, оставив большую часть шоу за пределами поля зрения собравшихся.
Подводя итог, хочется порассуждать, получился ли фестиваль. Кажется, да. Стал ли он каким-то открытием? Едва ли. Нынешние "Крылья" получились менее масштабными, чем события прошлых годов. Думается, виновата усталость — 8 лет организаторы тянут событие фактически на себе, без каких-то особых бюджетов и полномасштабной поддержки. Это, конечно, выматывает. Остается надеяться, что новый "детский" импульс все-таки приведет к чему-то новому. Об этом, впрочем, лучше расскажут сами авторы "Крыльев Сахалина".
Ксения Семенова, экс-директор фестиваля "Крылья Сахалина":
«Сложно начать, потому что сказать хочу не о фестивале. Фестиваль делается для зрителей, и оценивать его должны они. Судя по тому, что благодарят, "Крылья" понравились. Я довольна всеми блоками программы, кроме светомузыкального шоу. Фейерверк был самый плохой за всю историю фестиваля, но не из-за "дымного пороха", как пишут на форуме (что это, интересно, такое?), а из-за тумана. Туман не давал рассеиваться дыму, и поэтому было видно только сцену, а небо нет. Наши партнеры очень расстроены, но они готовились к этому шоу несколько месяцев и отработали очень профессионально и честно. Но погода — это погода. Я на нее не обижаюсь. Она полностью гармонировала с тем, о чем я хочу вам сейчас рассказать. А хочу рассказать вам одну правду. Правда — это больно. И вчера мне было больно в ней существовать. Несмотря на все сложности подготовки этих "Крыльев", они проходили ровно. В тайминге и по программе. В этот раз команда превзошла себя: все не просто работали, а летали. Мы сделали все, что собирались, и наступал вечер. Вечер, когда на площадку должна была приехать группа "Уматурман". Я давно не получаю того драйва и удовольствия от фестиваля, которые были ещё несколько лет назад. Но вечерний концерт — это почти всегда кайф, потому что это музыка, которую я люблю. "Уму" я хотела позвать ещё раньше, но не получалось по деньгам — это дорогой коллектив. В этот раз мы не привезли никакого технического шоу — не успевали по срокам, так как деньги выделили очень поздно, и поэтому приняли решение пригласить "Уму", так как здесь ее ещё не было, а поклонники есть. На концерт в итоге собрались тысячи человек. Но я не видела этот концерт. И если бы у меня был шанс как-то выбраться оттуда, сбежать, я бы сделала это. Но когда все зависит от тебя, это невозможно. На фестиваль должен был приехать врио губернатора Сахалинской области Лимаренко. Это обычная практика, когда на публичное мероприятие приезжает губернатор. Хорошавин не приезжал, ему это не было нужно. Дважды был Кожемяко. Причем в первый раз он заблудился в лесу, так как ехал один на мотоцикле. Лимаренко не губернатор, хотя все его окружение называет его так. И никогда раньше за восемь лет мы как организаторы "Крыльев Сахалина" не имели таких проблем с приездом на фестиваль "первого лица". Никогда тот аппарат, который сейчас работает на Лимаренко, не вёл себя так по-хамски отвратительно, пытаясь зайти за ограждение без пропусков, расталкивая охрану, размахивая какими-то удостоверениями (хотя пропуска были выданы заранее), интересуясь, есть ли на площадке отдельный туалет для "губернатора", отдельная парковка для "губернатора" и его сопровождающих, что будет есть на площадке хэдлайнер, потому что к нему в палатку зайдёт "губернатор", и аппарату нужно знать, чем "мы его будем кормить" и "кто тут за это отвечает". Я не шучу, я цитирую сотрудницу аппарата ПСО из Нижнего Новгорода. Заранее обговаривалось с миллионом сотрудников всех министерств, когда Лимаренко приедет на площадку. Мы дали возможность выбрать, скидывали сценарный план несколько раз, они выбирали и выбрали очевидное — приехать на площадку перед выступлением "Уматурман" — когда на фестивале максимальное количество людей. Мы все понимаем, почему. Несмотря на то, что никогда раньше официальные лица не выступали в вечерней программе, мы пошли на это. Просто чтобы не спорить, потому что когда перед тобой куча других важнейших задач, ты не будешь бесконечно спорить. Мы шли в графике, и за 20 минут до "Умы" на площадку стала съезжаться свита Лимаренко. Одним из первых прибыл зампред ПСО Антон Зайцев — тоже без пропуска, хотя пропуска выдавались, и организаторы встречали его на КПП в начале полосы. Тот самый Антон Зайцев, дружбу с которым мне приписывают все телеграм-каналы, хотя уже год мы не общаемся — просто потому, что я не могу терпеть тот беспредел, который устроили на "Горном воздухе". И потому, что бывший начальник Зайцева, который сегодня в Приморье, приказал ему выбрать — дружбу и общение со мной или работу в ПСО. Понятно, что он выбрал. Тот Антон Зайцев, которого я жалела и в котором я видела человека. Когда он был человеком. А сейчас он чиновник. Так вот: уже находясь у сцены, за 15 минут до выхода на сцену хэдлайнера, Антон Зайцев сообщил, что Лимаренко опаздывает на фестиваль, поэтому концерт будет необходимо прервать примерно на середине, чтобы дать "губернатору" выступить. Потом Зайцев сам пошёл к группе и договорился с ней, в обход организаторов, что Лимаренко выйдет на сцену перед последней песней. То есть поёт себе группа концерт, потом на пару минут уходит передохнуть, и тут на сцене появляется Лимаренко и вещает про нашу настоящую и будущую счастливую жизнь. Вы где-то видели такое? И я нет, поэтому я сказала Зайцеву, что это невозможно. Два дня "Крыльев", вся подготовка "Крыльев" строятся таким образом, чтобы люди, приехавшие на фестиваль, заразились его неповторимой энергетикой, готовились к кульминации, насыщались его настроением. Это простой народный праздник без политики. Именно за это его любят и ценят тысячи людей, именно поэтому я делала его восемь лет. И тут ради одного выхода на сцену за неделю до выборов мне в унизительной грубой форме пытались указать, что мне делать. Я слышала, как Зайцев говорил, что это "всего лишь артисты", что мы (имелось в виду правительство) платим вам (то есть "Крыльям") деньги, и поэтому они, хозяева жизни и всего на свете, будут решать, каким быть сценарию и программе, когда группе прерывать концерт. Зайцев говорил так, как будто он лично положил мне в карман деньги на фестиваль. А вынул он эти деньги из своего кармана. Но дело в том, что "Крылья Сахалина" деньги на фестиваль не получают, так как это общественная организация. Деньги получает подвед минспорта или, как это было в этом году, минкульта. И деньги эти не Лимаренко и не Зайцева, а сахалинского бюджета. Это было так мерзко, это было невозможно. Вся работа, которая делалась бесплатно командой "Крыльев Сахалина" восемь лет, представлялась в устах Зайцева и остальных подчиненных Лимаренко ничем. Видимо, Зайцеву было так важно выслужиться, что он не поскупился даже на угрозы в адрес некоторых людей, которые в случае неисполнения его воли лишатся работы в госучреждениях. Понятно, каких. Позже Зайцев, поняв, что меня "как бабу" не "унять" (это его слова), попытался решить вопрос в обход меня (а я директор фестиваля и отвечаю на площадке без исключения за все вопросы) и пошёл к ведущим, принуждая их прервать концерт хэдлайнера и дать слово врио... Потом он снова пошел к группе, чтобы в очередной раз договориться с ней. Вместо того, чтобы готовиться к выступлению, хэдлайнер вместе с зампредом правительства Сахалинской области выяснял, надо им прерывать концерт или нет. Ведущие фестиваля отказались подчиниться Антону Зайцеву. И вся команда "Крыльев" была на одной стороне — на стороне честного народного фестиваля, а не чьих-то одноразовых политических игр. Лимаренко приехал на "Крылья", когда "Ума" уже пела. На сцену он не вышел. Зайцев "доложил ему ситуацию", и тот, явно стараясь проявлять хладнокровие, несколько раз сказал, что он "человек самодостаточный" и ему "трибуна не нужна". На площадке царила атмосфера абсолютного безумия и зла. Я ушла оттуда и вернулась после фейерверка. Я ушла из "Крыльев Сахалина". Это решение было принято раньше, но вчерашняя ситуация еще раз доказала мне то, о чем я и так хорошо знаю: невозможно иметь дело ни с какой властью. И я больше не позволю никому унижать себя тем, что нам якобы дают какие-то деньги. Восемь лет ни один человек из команды "Крыльев Сахалина" не получил за свою работу ни копейки. В этом году я категорически отказалась сама размещать на площадке мусорные баки и таскать ограждения, но все равно мне пришлось это делать, потому что у нас нет подрядчиков — у нас нет денег, чтобы кого-то нанять. Последний фестиваль сериалов "Утро Родины" стоил сахалинскому бюджету 100 миллионов рублей с 20 зрителями на одном сеансе. "Крылья" собирают десятки тысяч человек, но наш бюджет не превысил 100 миллионов за все восемь фестивалей вместе взятых. Я делала "Крылья", потому что я считала это важным. Я и сейчас считаю их важными, но, к сожалению, они зависят не только от людей, но и от чиновников. А им плевать на нашу энергетику и настроение, на наши традиции и атмосферу. У них есть здесь и сейчас. Сегодня любим одного, завтра второго. Лишь бы не выгнали. Можно просто так приехать на чужое мероприятие, к которому никто из них не имеет ни малейшего отношения, оргкомитет которого в ПСО собрали только за 20 дней до начала, на оргкомитете которого ПСО интересовало только то, в какое время на площадке будет больше людей, и вести себя так, как будто тебя уже выбрали. Но тебя еще не выбрали.»
Наш мир рвется по швам, как старый ботинок.
Мы все — герои его веселых картинок.
Держись, вот она, жизнь с цветным узором.
Мы все пойманы в сеть ночным дозором.
Это строки из новой (2019 год) песни Uma2rman под названием "Дозор". Пока писались эти строки, она играла практически непрерывно. Ведь сегодня весь фестиваль, те, кто его делают и любят, напоминают персонажей еще советского мультфильма "Ежик в тумане". Страшновато, непонятно, сова ухает, лошадь виднеется. Понесет ли река и вынесет ли она к берегу? И надо ли вообще доверять себя какой-то реке?
Организаторы "Крыльев Сахалина" благодарят Сахалинскую филармонию и лично Сергея, Гошу, Илью, Руслана, Алену (кейтеринг), сахалинскую полицию и лично Женю, "Аврору" и лично Артура, "Гидрострой", Олега Шигалова, Илью Капыша, Сергея Стрельчика, Романа Шальнова, Юру Кима, Антона Болтунова, "Русский пиротехник", корсаковскую администрацию и лично Тимура Магинского, Гену Котликова, компанию DIS-CO и лично Ильяса и Руслана, всех участников и партнеров за помощь и поддержку.
"Крылья Сахалина" ценят и любят свою команду: Семеновых, Третьяковых, Богатыря, Абрамова, Захарова, Обломова, Карпова, Попова, Семина.

   626 46278 234
Новости по теме

Обсуждение на форуме